Подвиг гурьевских автомобилистов!

 

80 лет прошло с тех пор, как отгремели последние орудийные залпы Великой Отечественной войны и закончилась одна из величайших битв в истории человечества – война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Немалую долю в общее дело победы над врагом внесли автомобилисты. Мобильность транспорта позволяла осуществлять доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию оборудования, техники и других грузов.

Одним из наиболее драматичных подвигов автомобилистов служит снабжение города на Неве в годы войны. В суровых погодных условиях, под ударами немецких бомбардировщиков, они бесперебойно, по легендарной Дороге Жизни, по льду Ладожского озера доставляли хлеб в осажденный Ленинград. Каждая полуторка везла продовольствие на десять тысяч пайков. На обратном пути водители везли раненых, изнуренных голодом стариков, женщин, детей, оборудование эвакуационных предприятий.

Но мало кто знает, что в Кузбассе в годы войны была своя Дорога Жизни, своя Дорога Победы! Труженики тыла разворачивали работу под лозунгом «Все для фронта!». Жизнь и вся работа в тылу перестраивалась на военный лад. Свой весомый вклад в общую победу над врагом внесли Гурьевские автомобилисты.

В первых числах фашистской оккупации страна лишилась 68 % объёма
производства чугуна и 58 % – стали. В сложившейся ситуации, уже в самом начале войны, перед Кузнецким металлургическим комбинатом в г. Сталинске (ныне – город Новокузнецк) была поставлена стратегически важная задача – наладить производство броневой стали для танковых заводов. К тому времени, к уже действовавшим на комбинате 12 мартеновским печам в 1941 году были построены еще три. Кроме них работали 4 доменные печи.

Для изготовления броневой стали требовалась марганцевая руда, которая первоначально доставлялась железнодорожным транспортом из Грузии, добываемая на Чиатурском месторождении марганцевых руд. Необходимо отметить, что в стали марки 8-С, из которой изготавливали корпус и башню танка Т-34, содержание ферромарганца составляло 9, 3 %. В соответствии с этим, добыча марганцевой руды была острой необходимостью.

Однако, к концу 1942 года были полностью израсходованы запасы чиатурской руды. Нависла угроза полной остановки на комбинате доменных печей, что в условиях военного положения было невозможным.

Именно тогда на комбинате вспомнили, что в 70-ти километрах от Гурьевска, около деревни Дурново, расположенной в Ленинск-Кузнецком районе, еще в двадцатые годы было разведано небольшое месторождение окисленной марганцевой руды, из которой в 1927 году удалось получить на Гурьевском металлургическом заводе, входившем в состав КМК, 73 тонны сибирского ферромарганца. В те годы завод стал надежной базой Кузнецкстроя.

Немедленно было организовано освоение Дурновского месторождения. Рудник находился вдали от железной дороги и транспорт для доставки руды мог быть только один – автомобильный.

В те годы в Гурьевске находилась одна единственная автобаза, созданная в 1933 году при Гурьевском рудоуправлении Кузнецкого металлургического комбината (впоследствии – Гурьевское автопредприятие, а ныне филиал государственного предприятия Кузбасса «Пассажиравтотранс» г. Гурьевска). Главное производственное назначение автобазы заключалось в перевозке с Апрельского рудника огнеупорной глины для КМК. В своей деятельности автобаза эксплуатировала подвижной состав, которой состоял из двух десятков автомобилей ЗИС-5. Позднее на автобазу стали поступать пятитонные грузовики ЯС-1, именуемые в народе, как «Язы».

Именно тогда перед начальником Гурьевской автобазы Хрусталевым Георгием Титовичем была поставлена ответственная задача по перевозке марганцевой руды от Дурновского рудника до Гурьевска.

В разгар зимы 1942-1943 годов началась вывозка руды. Это была героическая трасса! В те дни дурновская руда решала судьбу производства металла для фронта, она прямо с колес шла в доменную печь. Иногда в непогоду рейсы затягивались на несколько суток. По 30-50 машин продвигалось вслед за тракторами, которые, хоть каким-то образом, очищали дорогу. По бездорожью, в снег и сквозь бураны с заносами, пробивались грузовики к Гурьевску.

И днем, и ночью не прекращалось движение автомобилей, водители которых проводили все время за рулем. Большинство из них были только что обученные женщины и подростки, так как мужчины, в основном, были на фронте.

Часто каждый метр пути давался с настоящим боем: колеса безнадежно буксовали в сугробах, час-другой тяжелого сна в бараке гаража и опять, заправившись, уходили в тяжелый рейс. Прибыв на конечный пункт, можно было хоть немного подремать, положив голову на баранку руля. Смертельно усталые люди вели упорное сражение с суровой сибирской зимой, ибо знали, что в кузовах их машин не просто куски смерзшейся руды, а снаряды и пушки, танки и самолеты. Все понимали, что все это нужно для фронта!

Главный инженер комбината Вайсберг Л.Э. вспоминал: «Это была поистине героическая эпопея. В другое время вывозка руды казалась бы неосуществимым делом, но в годы войны невозможное делалось возможным».

За годы войны на Дурновском месторождении ручным отбором было добыто 12 тысяч тонн марганцевой руды, которую перевезли гурьевские автомобилисты. Первая в мире мартеновская броневая сталь была выплавлена тогда именно на этом сырье.

Мужественные водители Катанцев Федор Павлович, Исаков Георгий Кириллович, Лящик Иван Терентьевич, Печеркин Дмитрий Григорьевич, Розин Иван Алексеевич, Павлов Анатолий Васильевич, Бушуева Руфина, Мацура Мария и многие другие ковали в тылу победу над фашизмом, помогали кузнецким сталеварам осваивать выпуск броневого металла.

Со своей задачей транспортники справились с честью. За героический самоотверженный труд на благо общей Победы над врагом, за выполнение особо важного задания по перевозке руды, Указом Президиума Верховного Совета СССР водитель Никулин Степан Андреевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени, начальник автобазы Хрусталев Георгий Титович и водитель Власов Георгий Ильич были удостоены ордена «Знак Почета», многие работники предприятия были отмечены правительственными наградами.

Золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг гурьевских автомобилистов!